Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

6 правил для бизнеса, как выйти на рынки регионов и выжить там

6 правил для бизнеса, как  выйти на рынки регионов и выжить там

Желание расширять свой бизнес рано или поздно может одолеть каждого успешного предпринимателя. Но как не прогадать и выжить на рынке регионов? Разбираемся вместе с  основателями сети школ программирования для подростков Kodland Александром Носуличем и Олегом Хейфецем.

Почему бизнесу стоит идти в регионы

Регионы — это дополнительное пространство для развития многих бизнесов, и после крупных городов идти в регионы обычно значительно проще, чем за рубеж. В регионах конкуренция, как правило, ниже. Следовательно, вход на рынок дешевле: ниже стоимость привлечения клиента, аренда и фонд оплаты труда. К тому же, проще стать лидером рынка, так как уровень региональных игроков, как правило, уступает федеральным бизнесам. Кроме того, как ни странно, наличие нескольких региональных филиалов позволяет диверсифицировать риски по сравнению с вариантом, когда вы являетесь монополистом в одном крупном городе. 

Что нужно знать, прежде чем идти в регионы 

У каждого региона есть своя специфика, как в привлечении клиентов, так и в целом в ведении бизнеса (поведение надзорных органов варьируется в зависимости от региона). Перед выходом в любой регион важно протестировать наличие спроса на свой продукт. Возможно, в соседней области он уже никому не интересен, хотя на первый взгляд кажется, что жители этих областей ничем друг от друга не отличаются.

6 правил выживания:

1. Низкий уровень цен может сделать выход в регион невыгодным, поэтому нужно пересматривать бизнес модель и экономить на издержках. Например, в нашем бизнесе, помимо экономии на ФОТ (Фонде оплаты труда), аренде и CAC (стоимости привлечения клиента), мы также можем увеличить количество учеников в одной группе или уменьшить время одного занятия. Совокупность всех этих факторов позволит установить в регионе более низкую стоимость, но важно, чтобы подобная экономия кардинально не ухудшало качество вашего продукта.

2. Недостаток квалифицированных специалистов приводит к невозможности вести бизнес. Нужно более креативно подходить к поиску персонала и предлагать лучшие условия. Как правило, в небольших городах стандартные методы вроде HH.ru не работают. Мы в небольших городах ищем преподавателей программирования через базу репетиторов и другие нестандартные каналы, наработанные за годы.

3. Большая разница во времени (с восточными регионами разница с Москвой доходит до 9 часов), а следовательно, трудно контролировать местный персонал. Нужно заранее согласовать с сотрудниками регионов возможность работы вечером, то есть в рабочее время по Москве. То же самое и в столице: если сотруднику в восточном регионе понадобится помощь, в Москве даже ночью должен быть человек, к кому он мог бы обратиться.

4. Плохое качество арендных площадей. В регионах, зачастую, приходится долго искать подходящую локацию, либо делать дорогостоящий ремонт. Универсального решения этой проблемы нет, с одной стороны, можно снижать требования к помещениям в регионах, ведь и потребитель там менее привередливый. С другой стороны, подобрав помещение, превосходящее ожидания клиентов, вы сможете еще сильнее отстроиться от местных игроков на рынке. В каждой конкретной ситуации выбор пути будет отличаться, он зависит от целей вашего бизнеса в регионе.

5. В регионах, особенно в северных, могут быть особые климатические условия. Это значит, что жители при первой возможности его покидают, а в холода не склонны выходить из дома. Нужно адаптировать свой продукт для дистанционного использования. Например, мы проводим онлайн занятия в Сургуте, когда там слишком холодно. Если вы продаете продукты, то организуйте доставку, клиент с удовольствием ей воспользуется, когда на улице -40С.

6. Каналы привлечения для каждого региона индивидуальны. Где-то лучше работает таргетированная реклама в Instagram, где-то реклама в VK, а где-то обращают внимание на рекламу в лифтах. Нужно заранее протестировать каналы привлечения, настроить отслеживание с помощью UTM меток или промокодов и выделить наиболее подходящие для региона. Например, проводя тестовые рекламные кампании, мы получали значительно больше заявок в Facebook в регионах Европейской части России, чем в других. 

Прежде чем идти в регионы нужно оценить все риски и понять, действительно ли ваш бизнес к этому готов. Иногда даже крупные предприниматели недооценивают специфику регионов и уходят в минус, пытаясь расшириться. Поэтому изучите все аспекты, начиная от бизнес-модели и заканчивая особенностями работы с сотрудниками, и дерзайте.

Большая часть предпринимателей сосредотачивают свои усилия на Москве или других крупных городах, потому, что там больше всего денег и зачастую проще и понятнее выстраивать процессы. Но не стоит бояться или недооценивать регионы. Если научиться там работать, разобраться со спецификой и скорректировать правильным образом свою бизнес-модель, можно открыть большие возможности для развития бизнеса.

Вам также могут понравиться