Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Дмитрий Хилькевич: ГЧП как универсальный инструмент

0
Дмитрий Хилькевич

Государственно-­частное партнерство понятие, которое у многих сегодня на слуху. Что вкладывается в это понятие? Зачем и кому это нужно?Об этом мы беседуем с известным тверским юристом, управляющим партнером группы компаний «Декарт» Дмитрием Хилькевичем. В конце 2019 года компания «Декарт» провела в центре «Мой бизнес» в Твери серию семинаров, посвященных применению инструмента ГЧП в разных сферах – от ЖКХ до восстановления памятников истории и культуры.

– Дмитрий, в чем главный смысл механизма государственно­-частного партнерства?

– Смысл государственно-­частного партнерства заключается в объединении усилий власти и бизнеса при реализации совместного проекта: и власть, и бизнес делают определенные вклады в проект, гарантируя друг другу исполнение своих обязательств. Механизм ГЧП – очень гибкий механизм, это договор, готовой формулы для этого механизма нет. В этом заключается главный плюс механизма ГЧП для совместных проектов власти и бизнеса. ГЧП – это не панацея, порой для совместного проекта власти и бизнеса лучше подходят иные формы сотрудничества: госзаказ; аренда с инвестиционными обязательствами; корпоративная форма сотрудничества (или совместное предприятие); специальный инвестиционный контракт; контракт жизненного цикла и др. Выбор той или иной формы зависит от особенностей совместного проекта. Отличительная особенность ГЧП в том, что это способ реализации совместных проектов, имеющих социальное значение: дороги, больницы, детские сады, школы, объекты ЖКХ и туризма, спортивные объекты, список длинный. ГЧП – это способ движения к стратегической государственной цели.

– Следовательно, прежде чем применять ГЧП, надо разработать стратегию.

– Необязательно, но желательно. До ГЧП нужно дорасти еще и ментально. Вот поэтому очень здорово ГЧП работает в Азии, Европе, где система госуправления складывалась веками и не менялась. ГЧП – это цивилизованный диалог власти и бизнеса, диалог для заключения договора, а затем – диалог на основании этого договора.

– В каких сферах чаще всего работает механизм государственно­частного партнерства?

– Во всех. Во всех так называемых инфраструктурных проектах: дороги; объекты здравоохранения; школы; набережные; парки; спортивные объекты; гостиницы и объекты культуры и туризма; объекты ЖКХ и т.д. Мы никогда не задумываемся, когда пользуемся сегодня инфраструктурой. Раньше государство строило  их за счет собственных средств, сегодня планирует строить уже не только за счет собственных средств, но и за счет привлеченных (частных), то есть с помощью бизнеса. А весь «развитой капитализм» реализует инфраструктурные проекты по большей части на частные деньги, за счет привлеченных средств. Потому что инфраструктура – это та самая черная дыра, на которую денег никогда не будет достаточно.

Но преимущество ГЧП заключается не только в том, чтобы частные деньги привлечь в инфраструктуру, но главный образом привлечь грамотное мотивированное управление. Поэтому в тех сферах, где недостаточно эффективно госуправление, ГЧП просто необходимо.

Кстати, механизм ГЧП применим к реконструкции речного вокзала?

– Вполне себе применим механизм ГЧП. В Питере уже давным-­давно работает ГЧП с памятниками истории и культуры. А первое ГЧП­соглашение было заключено в Калуге еще в 2012 году в отношении
полотняного завода.

А кто должен обеспечивать законность прохождения этого процесса по всем правилам, чтобы он, так сказать, не выбился потом в какое­то обоюдное разочарование?

– Готовить проект следует тщательно: с участием финансиста, юриста и отраслевого специалиста. Лучше для дополнительной экспертизы проекта привлекать банковские учреждения и уполномоченные контролирующие органы прокуратуры и ФАС. Тщательная подготовка проекта – залог его успешности.

Беседовала
Мария Орлова

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.