Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Доходы регионов от туризма сосчитали по сомнительной методике

0
Доходы регионов от внутреннего туризма, ТОП — 10
Сбербанк подсчитал доходы регионов от внутреннего туризма по собственной методологии. Лидерами стали не Москва и Санкт-Петербург, а Сочи, Краснодарский край.

За период с января по октябрь 2018 г. россияне потратили на туристические и деловые поездки по стране 756,4 млрд руб. Об этом свидетельствует отчет Сбербанка о внутреннем туризме, хотя стандартные отраслевые оценки рынка значительно ниже. Банк объясняет это тем, что учитывает все сопутствующие расходы туристов, а также затраты на деловые поездки.

Однако, только 30 регионов получают чистый доход от внутреннего туризма, утверждает банк. Для определения чистого дохода или убытка аналитики сопоставили в каждом регионе расходы приезжих с расходами местных жителей в туристических и деловых поездках по стране. Поэтому Москва оказалась лишь на девятом месте в рейтинге Сбербанка: приезжие оставили в столице рекордные 141,7 млрд руб., но сами москвичи потратили в других российских городах 138,3 млрд. В результате чистый экспорт туристических услуг Москвы составил всего 3,4 млрд руб.

Лидером по доходам от внутреннего туризма по методологии Сбербанка стал Краснодарский край, где находится курортный Сочи. При «заработке» всего региона с начала года в 60,51 млрд руб. (приезжие оставили в нем 91,99 млрд, а местные потратили в поездках 31,48 млрд) на Сочи приходится 60,5 млрд, то есть более 99,9% от всех доходов края от внутреннего туризма.

На втором месте в рейтинге – Санкт-Петербург, который «получил» 23,86 млрд. На третьем – Новосибирская область с 5,4 млрд. В десятке лидеров помимо них и Москвы и ее области есть Владимирская и Тверская области, а также Татарстан.

Конечно, методология Сбербанка имеет право на существование, но не может быть признана совершенной. Для определения туристов среди своих клиентов Сбербанк брал тех, чьи траты более чем на 50% совершаются в регионе выдачи карты, так банк выявлял домашний регион. Сначала банк оценил расходы таких клиентов вне домашнего региона, потом скорректировал этот показатель на долю безналичных платежей, рыночную долю Сбербанка и ту часть выборки, которая выпала из анализа, не удовлетворив входному условию. При этом в исследовании не учтены финансовые операции в Крыму. Кроме того, методология не учитывает доли в разрезе регионов, фактор различия предпочтений клиентов Сбербанка и других кредитных учреждений, а также наличия теневого сектора.

Методология не вполне понятна, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, следовало бы подробнее прописать, какие именно виды туризма учитывались: пляжный, экскурсионный, деловой и др., а также какие именно расходы включены. Например, учитывал ли Сбербанк расходы на покупку тура или бронирование отдельных видов услуг, если они совершались в домашнем регионе, по категории покупок у международных платежных систем есть определенный код, который присваивается операции, объясняет Ломидзе.

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.