Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Индекс потребительских настроений — в зоне пессимизма

0
китайцы тоже экономят
Потребители не намерены выходить из бюджета
«Коммуналка», лекарства, продукты питания, мобильная связь и образовательные услуги, — самые неэластичные категории потребительских расходов. Об этом свидетельствуют результаты исследования потребительских настроений. В России его провела компания GfK .

Измерение настроений российского потребителя проводится на основе данных Индекса потребительских настроений. Он складывается из оценок потребителями состояния национальной экономики и ожиданий в отношении ее развития на ближайшие 12 месяцев, оценок собственного финансового состояния сейчас и ожиданий на ближайшие 12 месяцев, а также оценок целесообразности крупных покупок в текущий момент.

Недолгий периода оптимизма потребительских настроений закончился. Российские потребители считают, что с начала кризиса в 2015 году их экономическое положение не улучшилось. И это главная причина негатива.

Наихудшие показатели настроений российского потребителя отмечались в 2015 году. На этот период пришелся пик экономического кризиса. Улучшение наметилось в период выхода из кризиса в 2017 году. Но по итогам замеров во втором квартале 2019 года Индекс потребительских настроений составил 96 пунктов из 200 возможных. Показатель в Москве составил 99 пунктов, но и здесь ситуация видится как стагнирующая.

Александр Демидов, генеральный директор (СЕО) GfK Rus, комментирует результаты исследования:

-Сегодня потребитель ощущает, что кризис еще продолжается и будет продолжаться длительное время.

Так, на вопрос о том, как изменилось материальное состояние за последние 12 месяцев, в 2015 году только 11% ответили, что оно улучшилось, 39% ответили, что ухудшилось. В 2017 году доля тех, чье «положение улучшилось» выросла до 16% и осталась на том же уровне в 2019 году. По итогам исследования в 2019 году 29% отметили, что «положение ухудшилось». Надежды на улучшения материального положения в будущем в 2015 году выразили 17% населения, в 2017 г. – 26%, а в 2019 г. их доля вновь снизилась до 23%.

Аналогичная картина и с оценкой экономических условий в стране в следующие 12 месяцев. Самые низкие показатели были в 2015 году, они улучшились в 2017 г. и вновь просели в 2019 г. В 2019 году 33% опрошенных россиян сообщили, что считают экономические условия в стране плохими. Хорошими их считают 27% участников исследования.

Среднесрочные перспективы национальной экономики на ближайшие 5 лет видятся участниками исследования пессимистично. 24% считает, что ситуация в экономике может ухудшиться в ближайшие 5 лет.

В 2015 году 29% россиян полагали, что кризис продлится долго, 4 года и более. Большая же часть населения считала, что кризис закончится раньше. Однако эти надежды не сбылись.

Выросла и готовность россиян быстро реагировать на потенциальное ухудшение экономический условий. Так, в 2017 и 2019 гг. больше россиян, чем 2015 году, сообщили о готовности отказаться от дорогостоящих покупок и сервисов. А именно — от приобретения недвижимости, авто, украшений, посещения ресторанов, путешествий.

От чего россияне не готовы отказываться, так это оплата коммунальных расходов, покупка лекарств, продуктов питания, мобильной связи и образовательных услуг.

Читайте также: Здоровье не в таблетках

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.