Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Административное давление-2019

Антон Стамплевский, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области, о том, кто и как часто проверяет бизнес в Тверской области.

Административное давление-2019

Наш регион занял 27-е место в индексе «Административное давление – 2019», который был презентован федеральным бизнесомбудсменом на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей. Индекс раскрывает ключевые проблемы в сфере контроля и надзора. Тема для предпринимателей более чем актуальная. Но вы можете возразить, что о проверках бизнеса говорят постоянно, а меняется в этом отношении очень немного. В чем суть нового подхода?

Индекс – это не просто аналитический инструмент. Он призван помочь субъектам РФ скорректировать поведение деятельности контрольных и надзорных органов на свой территории. Как он формировался? Были взяты данные контролирующих органов по всем регионам, статистика Минэкономразвития России, Росстата, данные судебной статистики по стране. Свою информацию по вопросу предоставили уполномоченные по защите прав предпринимателей каждого региона России.

На федеральные органы власти, включенные в индекс (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, МЧС, жилищные инспекции), приходится более 90% контрольных и надзорных мероприятий на территории России.

Индекс составлялся с учетом множества показателей. Среди них – снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности; эффективность внедрения рискориентированного подхода; доля штрафов, назначенных без проведения проверок в рамках административных расследований, рейдов, контрольных закупок; фискальная ориентированность контрольнонадзорной деятельности с учетом объема наложенных штрафов.

Появилась возможность сравнивать цифры по каждому ведомству. Экспертная служба Бориса Титова вывела «тепловую карту», на которой указаны все регионы. Кстати, в десять из них, занявших последние места, Генеральная прокуратура РФ сразу направила соответствующие проверки. То есть количественные данные теперь рассматриваются совершенно под другим углом зрения, с учетом приоритетов, которые поставлены руководством страны в рамках реформирования системы контроля и надзора.

Тверская область заняла в «турнирной таблице» в целом неплохое 27-е место. По соседству с нами с одинаковым значением индекса, равным 3,7, расположились Санкт-Петербург, Курганская, Владимирская, Калининградская и Рязанская области.

Давайте проанализируем ситуацию по нашему региону. Есть как позитивные явления, так и проблемные вопросы. Например, Роспотребнадзор по Тверской области более активно применяет предупреждение, чем в целом по России. Но проверок в целом проводит чуть больше, чем в среднем по стране.

Ростехнадзор по Тверской области в пять раз реже применяет предупреждение, чем в среднем по стране, а штрафует намного чаще! Доля штрафов, наложенных без проведения проверок («доля административных расследований»), составляет почти 45%! В России это всего 8,6%.

Региональный Росприроднадзор подвергает проверкам 6% хозяйствующих субъектов (в среднем по России – 24,5%), предупреждает в 41% случаев (по России – 25,6%), но штрафует бизнес без проверок на 10% больше, чем в среднем по Федерации.

МЧС по Тверской области предупреждает бизнес на 20% реже, чем вся Россия. Россельхознадзор региона также довольно часто применяет предупреждения, но проверяет бизнес более чем в два раза чаще, чем их коллеги по стране. Еще одна тактика Россельхознадзора по Тверской области – часто штрафовать по итогам административных расследований.

И мы еще говорим, что у федеральных контролирующих структур нет никакой палочной системы. Что нет плана по проверкам, а система контрольно-надзорной деятельности не заточена на наказание. Здравой целью проверяющих структур должна быть профилактика нарушений, а не стремление наказать бизнес за ошибки. Увы, об этом пока остается только мечтать.

Вам также могут понравиться