Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Бизнес по накатанной модели

Новейшие тенденции на рынке франшиз по итогам выставки Buybrand Expo 2019

Бизнес по накатанной модели

Если лет 30 назад отечественные предприниматели начинали изобретать велосипед и придумывать свои бизнес-модели, сегодня есть возможность взять готовую работающую модель и внедрить ее в своем городе. В этом номере мы анализируем итоги международной выставки франшиз Buybrand Expo 2019 и новейшие тенденции в российском малом и среднем бизнесе.

Buybrand Expo является ключевым мероприятием в направлении развития российского малого и среднего бизнеса: за 17 лет в выставке приняли участие более 1300 компаний и свыше 110 000 предпринимателей из более чем 40 стран. Благодаря Buybrand Expo в России и странах СНГ открылось свыше 15 000 предприятий. «Ежегодно со стороны российских бизнесменов запрос на покупку уже готовых и обкатанных концепций увеличивается на 15–20%», – отмечает Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, организатор выставки.

В начале 2000-х, на старте экономического роста, наибольшим успехом пользовались франшизы в сфере моды, фирменные магазины одежды и обуви. Страна в то время устала от подделок и рыночной торговли, и люди хотели покупать качественные товары в комфортных условиях. Низкий курс доллара и евро по отношению к рублю этому способствовал.

«В 2005 году я приехал на выставку франшиз Buybrand и увидел, у какого стенда стоит самая большая очередь. Это был стенд обувной франшизы Tamaris. Мы с женой немедленно приобрели эту франшизу», – рассказывал нам один тверской предприниматель. До этого у них были магазины одежды в Твери и Вышнем Волочке, но оказалось, что качественная обувь тогда была более востребована. Позже этот бизнесмен купил еще несколько обувных франшиз и стал одним из крупнейших арендаторов в появлявшихся тогда торговых центрах Твери.

Удар по торговле обувью и одеждой нанес начавшийся в 2014–2015 годах кризис: доходы населения резко упали, а в шкафах уже скопились залежи того, что было куплено ранее. Но в этот момент популярность стали набирать различные системы доставки еды, причем, что характерно, не зарубежные, а отечественные. Пионер доставки пиццы на российском рынке американская сеть пиццерий «Сбарро» не выдержала российских продуктовых антисанкций, в технологиях было четко прописано, что моцарелла в пицце должна быть итальянской, а хамон – испанским.

«Додо-пицца», «Пиццафабрика» и другие франшизы, основанные, как ни странно, молодыми российскими программистами, пришли на смену зарубежным. Программисты умеют анализировать: пицца имеет наименьшую себестоимость и наибольшую прибавочную стоимость. По дешевизне производства Новейшие тенденции на рынке франшиз по итогам выставки Buybrand Expo 2019 Мария Орлова, шеф-редактор журнала «Бизнес и территория» Б&Т №4 (4) август – сентябрь 2019 41 с ней может соперничать только кофе навынос (тоже популярная франшиза, представленная на нынешней выставке компаниями Cofix, CoffeeShop). Хотя зарубежные франшизы Domino’s Pizza, Pizza Hut, Papa John’s, «IL Патио» в этом году тоже были представлены на выставке Buybrand, это было скорее данью традиции. В регионах они не очень выдерживают конкуренцию по ценам.

На выставке франшиз этого года обращало на себя внимание обилие медицинских франшиз. «Инвитро», «Гемотест» и другие сети лабораторий, освоив областные города, идут в районные центры, где в местных поликлиниках окончательно стало невозможно сдать простейшие анализы и пройти элементарные обследования. По сути, такие лаборатории заменяют районные поликлиники, связывая пациентов из глубинки с врачами и лабораториями больших городов.

Мы привыкли к тому, что понятие франшизы касается прежде всего потребительской сферы. Но в этом году было много предложений франшиз на интеллектуальном рынке.

Одним из самых популярных направлений стал онлайн-банкинг для предпринимателей, а также аутсорсинг в сфере юридических услуг. Так, предприниматели, приехавшие на выставку продать или купить бренд, могли ознакомиться с работой юридической компании, которая как раз регистрирует товарные знаки, для того чтобы ни у кого не было искушения воспользоваться вашими наработками и вашим успехом. А одна юридическая фирма с Дальнего Востока предлагала даже тем, у кого нет юридического образования, открывать в своих городах юридические конторы, специализирующиеся на банковских задолженностях частных лиц. Поскольку это дела типовые, все профессиональные услуги оказываются в головном офисе. Можно открыть по франшизе бизнес, помогающий предпринимателям участвовать в госзакупках.

Популярные сейчас лектории для детей и взрослых тоже становятся объектами франшиз. Вы можете обеспечить себя новыми идеями в сфере образования, франчайзи предоставит вам популярных лекторов. Например, научное шоу «Сумасшедшая лаборатория» предлагает региональным партнерам организацию развивающих детских праздников.

Отличие рынка франшиз в том, что на выставке Buybrand этого года наблюдалось поровну франшиз как из Москвы и Санкт-Петербурга, так и из регионов. К сожалению, в Тверской области все слова о поддержке малого бизнеса остаются пустым сотрясанием воздуха. А вот такие регионы, как Алтайский край, Бурятия, Удмуртия, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Брянская, Тульская и Омская области, а также Югра, вложили бюджетные средства в аренду стендов, на которых были представлены их региональные франшизы.

Например, вот что представил Алтайский край:

• Алтай 3D (передвижной 3Dкинотеатр);
• GEIZER (сеть теплых автомоек самообслуживания);
• iVoice (голосовые ассистенты iVoice Intellect Service – интеллектуальный голосовой помощник на базе искусственного интеллекта с распознаванием и генерацией речи);
• Coffee Bull (сеть кофеен);
• «ШокоЛана» (шоколадные послания);
• «Букет Алтая» (сеть магазинов здорового питания);
• «Хлебоmania» (сеть пекарен).

В рамках выставки руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин провел встречу с предпринимателями. Он рассказал о новой программе предоставления субсидий для франчайзи. Меры поддержки рассчитаны на франчайзи, работающих исключительно по договору коммерческой концессии не дольше 12 месяцев. По словам Фурсина, власти сознательно решили помочь именно начинающим франчайзи: таким предпринимателям сложно получить другую поддержку в части кредитов и оборудования. Все три дня параллельно с выставкой работал форум «Франчайзинг и инвестиции. Big ideas 2.0».

Среди спикеров форума были Борис Нуралиев, президент РАФ, директор фирмы «1С»; Стюарт Лоусон, старший советник по развитию бизнеса Ernst & Young; Александр Сорокоумов, генеральный директор SberCloud; Гийом Жан Тьерри Бруве, генеральный директор «Линзмастер»; Кирилл Кузьминский, соучредитель компании «Пивзавоз Group» (бренд «Пив&Ко»); Андрей Мовчан, основатель и CEO группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group, и другие.

По итогам международной выставки франшиз Buybrand Expo 2019, в которой приняли участие 262 компании малого и среднего бизнеса из 19 стран, можно сказать, что предприниматели продолжают активно инвестировать в бизнес по франшизе. Суммарный инвестиционный потенциал посетителей выставки в 2019 году составляет более 70 миллиардов рублей.

Мария Орлова

Вам также могут понравиться