Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Тариф преткновения

С 4 декабря 2010 года проезд в общественном транспорте Твери подорожал. Установленный Региональной энергетической комиссией (РЭК) тариф составил 12 рублей. Население довольным такой реформой не назовёшь, но даже пассажиры понимают, что оставлять стоимость проезда на прежнем уровне тоже не вариант. В то же время положение тверских перевозчиков настолько критично, что даже эти два рубля вряд ли спасут ситуацию.
Какое будущее ждёт общественный транспорт Твери, как отразится повышение на состоянии автопарков, рассказывают специалисты Некоммерческого партнёрства «Тверской автотранспортный союз».
— Тариф повышается на основе предоставления предприятиями-перевозчиками экономического обоснования. Главный критерий — топливо, — поясняет Владимир Густов, исполнительный директор НП «Тверской автотранспортный союз». — Стоимость проезда, которую сейчас установили в Твери и в других городах области, подтверждена заключениями РЭК. И что примечательно, эксперты комиссии соглашаются, что обоснованная цена проезда должна составлять 15-16 рублей. В эту сумму входят зарплаты водителя, покупка топлива и запчастей. Но 15-рублевый проезд способен повлечь за собой социальный взрыв, поэтому тариф согласован на цифре в 12 рублей. Где брать недостающие три рубля, неизвестно. Предприятия по-прежнему продолжают работать себе в убыток. Мы не против возить и за 5 рублей, и вообще забесплатно, но стоит учитывать, что когда устанавливается заведомо заниженный тариф, должен предусматриваться и порядок компенсации. А его нет. А ведь достаточно власти заложить в бюджет дополнительные средства на транспортное обслуживание, как и тариф станет нормальным, и социальных возмущений не будет, и перевозчики останутся довольны. В администрации же нам указывают на собственную нехватку финансов, не учитывая, скажем, что цена за литр дизтоплива примерно за один последний месяц увеличилась с 19 рублей до 23 рублей.
— Особенный момент — перевозка пассажиров по льготному билету, — добавляет Евгений Орлов, президент НП «Тверской автотранспортный союз». — Сейчас стоимость ЕСПБ (единый социальный проездной билет) в различных муниципальных образованиях установлена в размере 200-250 рублей, населению данная льгота обходится, как известно, в 64 рубля. Такая цена была сформирована ещё в 2006 году. И за эти четыре года общая стоимость не поднималась ни на рубль, индексация с учётом инфляции не проводилась. Более того, РЭК провела свою экспертизу и заключила, что размер общей стоимости социального билета должен составлять около 600 рублей. Тогда, оставляя для гражданина 64 рубля, перевозчики за каждого должны получить 536 рублей компенсации. А этого не происходит. В результате картина транспортной инфраструктуры города плачевна: МУП «ПАТП-1» приближается к банкротству, остальные предприятия едва держатся на плаву.
— Следует ли ждать повышения стоимости проезда на маршрутных такси?
— Согласно Уставу автомобильного транспорта от 2007 года, маршрутных такси у нас нет. Есть общественный транспорт, к которому относятся и так называемые «маршрутки». Потому порядок установления тарифа у них такой же, как и у прочих автомобильных средств, следующих с обязательными остановочными пунктами. Известно, что заявку в РЭК «маршрутные такси» пока не подавали.
— Каковы в целом перспективы транспортной отрасли на 2011 год? Какой выход видите из сложившейся ситуации?
— Уже через три недели ожидается резкое увеличение налогов на горюче-смазочные материалы. Соответствующее постановление президент Дмитрий Медведев подписал. Ясно, что цены на всё подпрыгнут автоматически. Я понимаю, что мы не можем решить сразу все проблемы. Но надо подходить к их решению по мере сил, постепенно. Повышать тарифы необходимо не раз в пять лет, а согласно реалиям жизни. С учётом инфляции для населения это не должно быть ощутимо. В Тверской автотранспортный союз входят социально ориентированные предприятия. Мы следим за тем, чтобы пассажиры получали качественную и своевременную услугу. Даже пассажиры с нами согласятся, что когда не на что купить горючее, то и такую услугу предоставить невозможно. Не предприятия должны решать вопросы обеспечения населения транспортом — это государственная задача, задача каждого муниципалитета, и это прописано законом. И нам в Союзе не совсем понятно, почему решение социальных задач государства оборачивается всё большей нагрузкой на предприятия. Трудно говорить о том, что ждёт общественный транспорт в будущем году, но уже сейчас понятно, что только повышением тарифа на два рубля общественный транспорт не спасти. И за его спасение должен бороться не только Тверской автотранспортный союз, хотя — очевидный факт — мы прикладываем для этого немало усилий.

Вам также могут понравиться