Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Орешкин прокомментировал указ об оценке эффективности губернаторов

Максим Орешкин
Максима Орешкина и самого не всегда высоко оценивают
26 апреля президент России Владимир Путин подписал указ №193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ». Новая система разрабатывалась Минэкономразвития и Администрацией президента. Профильный министр Максим Орешкин в интервью газете Коммерсант рассказал, что задача увольнения губернаторов не ставилась.

Все определенные в указе индикаторы являются отражением национальных целей развития, определенных в мае 2018 года.

-Де-факто 15 индикаторов — продолжение указа №204 с точки зрения того, на что должны ориентироваться губернаторы, участвуя в реализации повестки, заданной президентом, — сказал Орешкин. — Технически индикаторы и их достижение влияет на распределение денег, которые выделяются специально под эти цели — 20 млрд руб. в год.

Шире, для регионов нацпроекты — это инструмент, которыми они могут достигать эти 15 целей. Можно объединять индикаторы в два блока — экономика и качество жизни. Сами по себе нацпроекты — лишь инструменты для достижения целей. Да, у них есть свои индикаторы, но это не показатели верхнего уровня. Показатели верхнего уровня — список 15 индикаторов указа №193.

Максим Орешкин считает, что в предыдущих системах существовало слишком много целей. В итоге десятки показателей просто размывали возможности оценки и исполнения. Текущий же список 15 показателей — это «натуральные» показатели. Они измеримы, не искусственны, заведомо важны и понятны всему обществу.

В списке — один «политический» показатель, и он верифицирует остальные 14. Если качество образования, среды, здравоохранения, рынка труда улучшается, то должен улучшаться и этот. А если их динамика идет вразрез — значит, происходит что-то не то. альные центр и регионы в достижении общих целей.

— В списке есть абсолютно понятные показатели: объем инвестиций, рабочие места, бедность, продолжительность жизни — методики расчета которых традиционны и не нуждаются в обсуждении и корректировке, — отметил Орешкин. — Но есть и новые сводные показатели — уровень образования, экология — здесь работа над методиками расчета продолжается, вернее, она на финальной стадии.

В случае с уровнем образования — нужно измерять как охват, так и качество образования. Причем в основном именно на региональном уровне, то есть на стыке среднего и высшего образования. Важно измерять охват образованием детей в возрасте 15–19 лет, выбор профессионального или высшего образования как образовательного трека. Мы, например, не будем использовать ЕГЭ как базовый индикатор. Вместо этого будем смотреть в том числе долю выпускников школ, которые поступили в ведущие вузы России.

Важно то, как мы будем устанавливать конкретные ключевые показатели эффективности (КПЭ) для руководства регионов. Разброс между разными регионами по качеству жизни сейчас очень серьезен. Поэтому учет стартовой позиции региона обязателен. Чем слабее стартовый показатель, чем ниже база — тем выше возможности региона статистически быстро расти и выходить в лидеры. На втором же этапе регионы будут ранжироваться друг относительно друга в зависимости от степени выполнения КПЭ. Эта система позволит оценивать прогресс региона в движении к каждой из 15 целей. То есть наша задача — учитывать и базу, с которой стартует регион, и использование им возможностей, которые у него есть.

Министр заверил, что губернаторы смогут оспорить оценку:

— У регионов, и это отмечено в указе, есть возможность апелляции. Это необходимый элемент, например, в историях, связанных с инвестициями. Показатели отдельных регионов очень волатильны из-за реализации в них крупных, в том числе федеральных, проектов. Для снятия таких разовых искажений и существует апелляция.

— Система рассчитана на поощрение, а не на наказание, отметил Орешкин. — Те, кто находится наверху списка, будут получать большую долю из 20 млрд руб. В случае с инвестициями, например, это суммы, которые там нужны и что-то могут изменить. Полмиллиарда для региона могут быть неплохой прибавкой к региональному бюджету.

В сущности, не так важен вопрос, «кто виноват», важнее ответ на вопрос «что делать». Нет ни у кого такой задачи — уволить губернатора за невыполнение КПЭ. КПЭ — это ориентир, а не госзадание по непременному достижению цифры.

— Задача не в том, чтобы установить какие-то индикаторы и потом просто наблюдать со стороны, что с ними происходит. Система создана для того, чтобы оказывать помощь регионам в достижении установленных показателей. Показатели, как и национальные цели, амбициозны. А каждый регион уникален. Фактически наша задача понять, что конкретно в каждом регионе стоит за изменениями показателей. А региональную дифференциацию в любом случае надо стараться уменьшать.

Там, где продолжительность жизни в России низкая, она должна расти быстрее, чем там, где она увеличивается сейчас быстрее. Там, где она уже высока, она должна продолжать расти, хотя и не такими темпами, как раньше. В свою очередь, показатель продолжительности жизни раскладывается на несколько составляющих. Везде разный возрастной состав, везде разные причины смертности. Поэтому, учитывая, например, динамику и причины смертности в трудоспособном возрасте, можно определить, что именно делать в первую очередь, для того чтобы именно этот вид смертности сокращался быстрее остальных.

— Сейчас проходят совещания, в том числе у первого вице-премьера Антона Силуанова и в министерствах, которые вырабатывают регуляторные решения по конкретным отраслям.

Нам важно, чтобы самые слабые регионы были впереди всех, чтобы они подтягивались. Потому что разрывы не только по доходам, но и по другим показателям, например, по продолжительности жизни, порой недопустимо высоки… Все, что связано с национальными целями развития, реализуется в первую очередь в регионах — показать какой-либо результат на федеральном уровне без работы с регионами невозможно.

Читайте также: Население убывает из Тверской области. 80 место по демографии — это провал

Вам также могут понравиться