Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Рекорды в вагоностроении скрывают системную проблему

Тверские вагоны
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) считает отсутствие долгосрочного планирования спроса в вагоностроении риском для устойчивого развития отрасли. Из-за неравномерной загрузки предприятий рекордные объемы производства уже через 2-3 года могут смениться нехваткой заказов и профицитом мощностей.

Об этой проблеме рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на Большом транспортном семинаре. В обсуждении приняли участие представители производителей подвижного состава, операторов, грузоотправителей, ремонтных предприятий и эксперты.

По данным ИПЕМ, за прошлый год вагоностроительные предприятия выпустили 69000 вагонов (+21% к уровню 2017 года). Это близко к поставленному отраслью в 2012 году рекорду (71000 единиц).

Однако, по мнению ИПЕМ, рост производства в вагоностроении не станет долгосрочным трендом. Потребность в обновлении самого массового типа подвижного состава – полувагона – близка к насыщению.

Так, в 2018 году доля полувагонов в общем объеме производства снизилась на 3,1 процентных пункта до 61%, а средний возраст техники в сегменте впервые с 2006 года увеличился (с 8,1 до 8,3 лет).

ИПЕМ ожидает, что в 2019 году будет произведено 35-40 тысяч полувагонов, что составит четверть всей потребности до 2025 года. А новый пик списания произойдет только после 2029-го.

Уже в 2021-2022 годах ИПЕМ ожидает серьезный профицит производственных мощностей в этом сегменте. Поставки специализированного подвижного состава будут более равномерными. Поэтому производителям целесообразно, ориентируясь на долгосрочный спрос, корректировать производственные планы и обновлять модельный ряд.

Сложившаяся цикличность связана с отсутствием долгосрочного прогнозирования и регулирования в отрасли.

Выпуская вагоны с большим сроком службы, производители сами сокращают свой рынок на будущие периоды.

Также эксперт ИПЕМ напомнил об опыте локомотивостроительных предприятий, которые распределяют контракты на поставку во времени, исходя из целей устойчивой загруженности производственных мощностей.

Читайте также: «Твердый заказ» на тверские вагоны

Вам также могут понравиться