Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Стратегия миллионника

Стратегия миллионника
Юрий Тимофеев, первый заместитель главы Воронежа

Летом этого года первым заместителем главы администрации Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам назначен Юрий Тимофеев. С 2014 по 2016 год он занимал должность сити-менеджера Твери, до этого руководил администрацией Западнодвинского района Тверской области (и в этом качестве не раз бывал на страницах журнала «Бизнес Территория»).

Юрий Тимофеев поделился с корреспондентом журнала «Бизнес Территория» своим видением проблематики стратегического планирования и программ развития города-миллионника, столицы Черноземья.

– У вас большой опыт муниципального управления. Вы успели поработать в маленьком районном центре, относительно небольшом городе Твери, теперь миллионник Воронеж. Где было труднее и есть ли разница в подходах к управлению?

– Моя должность сегодня – это цифры, нормативные правовые акты, алгоритмы. Сейчас я более кабинетный человек. Поэтому моя работа очень отличается от того, чем я занимался раньше. Я всегда что-то строил, созидал, вникал, изменял. И в районном центре Западная Двина, и в Твери я занимался непосредственно развитием территории и реализовывал проекты. Теперь я только помогаю делать это команде главы Воронежа Вадима Юрьевича Кстенина. Помогаю своими знаниями и опытом.

Эта должность для меня новая и, конечно, отличается от предыдущих. В районе я видел людей, ради которых ведется вся деятельность, видел их глаза. Можно было очень быстро понять, правильное решение я принял или нет. В Твери прибавилась масштабность и появилась политика, потому что было необходимо учитывать целый клубок интересов совершенно разных людей. Нужно было учитывать их больше, чем в маленьком городе. С другой стороны, стало больше ресурсов.

Так или иначе, вся моя предыдущая работа помогает мне сегодня. Я работаю с документами, но, видя какую-то таблицу на бумаге, я  четко понимаю, как это все будет реализовано на земле. Это мне очень помогает.

 

Тверь – Воронеж

Стратегия миллионника
Здание Администрации города Воронеж

– Существует ли какая-то горизонтальная кадровая система в органах государственной и муниципальной власти? Почему вас назначили именно в Воронеж?

– Раньше я приезжал сюда по личным делам. Мне очень понравился город, и я написал письмо мэру, который предложил мне участие в конкурсе.

Я слышал, что здесь постоянно происходят какие-то изменения, какое-то движение. Хотелось применить свой опыт на плодотворной земле. Вадим Юрьевич встретился со мной и, видимо, решил, что мои знания могут быть полезны для Воронежа.

Такие ротационные мероприятия очень полезная вещь. Можно находить эффективных сотрудников, давать шанс тем, кто хочет менять что-то к лучшему. Для меня было большой честью получить должность первого заместителя мэра Воронежа.

– Сегодня, спустя время, в Твери вас вспоминают как человека, который пытался что-то изменить к лучшему. Какие шаги в Воронеже вы делаете, чтобы сохранить такую славу здесь?

– Говорить о каких-то шагах и результатах крайне рано. Могу сказать, что Вадим Юрьевич Кстенин только избрался и все мы трудимся, чтобы у его команды все получилось. Задумок очень много, но пока рано подводить какие-либо итоги. Мы планируем не только какие-то конкретные вещи в виде транспортных развязок или парков, но и создание общего комфорта для граждан.

Эффективность расходов

Стратегия миллионника
Юрий Тимофеев во время работы сити-менеджером Твери

– Вы пришли в новый коллектив, в существующую систему. Что вы решили изменить или добавить? Было что-то, что не показалось эффективным?

– Все мои задачи – создавать более эффективную систему. Было бы невежливо давать оценку моим предшественникам, но я работал на земле и знаю, сколько цветов в городе можно посадить на квадратный метр, грубо говоря. Я много экспериментировал и могу говорить об эффективности. Поэтому мэр позволяет мне делать систему более эффективной. Это же не просто слово – это деньги. Сегодня все много говорят о доходах, об инвесторах. А неэффективная реализация снижает доход.

Деньги – это не только, когда большой доход, но и когда осуществляется эффективное расходование средств. Тут мне помогает незамыленный взгляд и опыт на земле. Работать есть над чем. Я не говорю, что до меня было неэффективно, но совершенствовать любую систему можно бесконечно. Если мы берем бюджет города, то он понятен. Больше он не станет. Конечно, мы рассчитываем на помощь губернатора, но сегодня нам денег дали, а завтра не дали. Нужно действовать в рамках предельной суммы. Мы все знаем про майские указы президента, которые требуют огромных денег, чтобы экономика сделала шаг вперед. Так что город  должен учиться жить сам, не опираясь на регион.

 

Стратегическая линия

Стратегия миллионника
Юрий Тимофеев на берегу обдумывает проект благоустройства

– Вы пришли в то время, когда много внимания уделялось разработке стратегии города. Как глубоко вы вникаете в этот процесс?

– Когда я пришел, стратегия уже была создана. Мне было достаточно только проанализировать ее. С другой стороны, нужно помнить о мнении руководителей региона и города, все может измениться. Мне бы хотелось, чтобы стратегическая линия выдерживалась, потому что в регионы должны прийти инвесторы. А бизнесу нужна гарантия завтрашнего дня и уверенность. Бизнесу плохо, когда он приходит на одни правила, а завтра власть их меняет. Поэтому стратегия важна и ее установкам надо следовать. Для меня это фундаментально важно.

 Дешевле и быстрее

– Есть ли разница между тверским и воронежским характером?

– В общем – нет. Хотя воронежцы считают себя особенными, как и жители Твери. Мы живем в единой стране, у нас единая платформа образования. Но, как сказал классик, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Когда в городе все хорошо, то все одинаково. А проблемы в городах разные. Ливневки в Воронеже – проблема. И жители Воронежа думают, что  только у них такая беда.

Но люди все равно похожие, и способы решения проблем граждан похожие. Мне остается лишь искать более эффективные способы решения этих проблем. С опытом учишься делать это дешевле и быстрее. Для этого я тут и работаю.

«Умный Воронеж»

Стратегия миллионника
летний Воронеж

– Какие планы вы поставили себе на ближайшие годы?

– Конкретные планы я, по понятным причинам, не могу объявить, но они грандиозны. Мы намечаем стратегию и тактику по социальным программам по «умному городу» как варианту развития Воронежа. Я много езжу по другим городам, анализирую опыт, чтобы наш город был лучшим.  Мы анализируем Москву, Питер, Сочи. Не все будет приемлемо, но мы настроены перенимать все лучшее во всем мире.

– То есть «умными светофорами» все не ограничится?

– Конечно нет. Это был момент эксперимента. Нужно было посмотреть, как это работает. Нельзя сказать, что это неправильно, это помогает.

 Метро – от фантастики к реальности

Стратегия миллионника
Проектируемый участок Воронежского метро

– Юрий Васильевич, руководство города и региона недавно заявило, что тема метро в Воронеже перешла из области фантазии в реальный мир. Если взять опыт других городов с населением чуть более миллиона жителей, все заканчивается консервацией одной недостроенной станции. Сможет ли столица Черноземья победить эту «добрую» традицию?

– Если не планировать грандиозных дел, то зачем мы здесь? Планы необходимо строить и пытаться реализовать. Может быть, они изменятся в процессе реализации, но если план будет продуманным, а все риски просчитаны, то все получится. Метро – это возможности для Воронежа. Мы можем сделать комфортнее транспортную жизнь людей, а если получится еще и экономически все это обосновать, то все удастся.

Но метро должно помогать, а не мешать. Трамваи, к примеру, если идут по выделенной линии, то за ними будущее. Они разгрузят транспортную сеть. А если трамвай идет со всеми в потоке, то зачем он? Как историческая память? Поэтому проект воронежского метро – это математический план, который должен реализоваться максимально эффективно, с меньшими затратами и с большими перспективами.

Стратегия миллионника
Воронежское метро (проект)

– Население Воронежа давно превысило 1 млн человек, и в ближайшие годы эта цифра будет расти, если не за счет прироста рождаемости, то за счет изменения границ Воронежской агломерации. Уже сегодня в нее включают жителей Семилукского, Рамонского и Новоусманского районов, а в дальнейшем интеграция только усилится. В то же время транспортная инфраструктура, предусмотренная генпланом Воронежа еще в 1970 году, себя исчерпала. Улицы перегружены, в пробках Воронеж стоит по 12–13 часов ежедневно. Кажется, только метро может спасти. Это очень дорогой проект?

– Мы идем по пути строительства в городе рельсового транспорта. Стоимость строительства 20,2 км воронежского метрополитена может составить порядка 43,7 млрд рублей – это первый пусковой участок из двух частей спроектированных первой и второй веток от «Олимпика» до гипермаркета Metro. Вторая линия проектируется от гипермаркета Metro до улицы Южно-Моравской через Северный мост и центр города, третья – от улицы 9 Января через улицу Кольцовскую мимо железнодорожного вокзала. Если эти  линии будут построены, это обеспечит более 60% замещения наземного транспорта в городском трафике.

– В Твери большинство ваших достижений были заморожены. Не обидно?

– Сегодня я в Воронеже, и у меня много возможностей для реализации новых идей. Есть огромные планы по наведению еще большей красоты в парках и скверах. Это очень важный вопрос для города-миллионника. С центра на окраину особо не уедешь, особенно вечером, так что рекреационные зоны должны быть. А за Тверью я внимательно слежу. Я хотел сделать как лучше, получилось или нет – судить жителям. Думаю, что нынешнее руководство города и региона сможет сохранить и приумножить ресурсы города, а также сделать город красивым и удобным для жизни.

Вам также могут понравиться