Бизнес Территория
Журнал о стратегии развития территории и бизнеса

Тверской краеведческий музей: открыть нельзя закрыть

Тверской краеведческий музей: открыть нельзя закрыть
Тверской краеведческий музей

В последнее время газета «Караван» уделяла большое внимание ситуации, сложившейся с Тверским краеведческим музеем.

Ситуация действительно странная: один из старейших и богатейших краеведческих музеев России вдруг выселяют из здания, в котором он работал с начала 1990-х годов. Никаких официальных документов о том, куда его переселяют, не обнародовано. Ходят только слухи о размещении музея в бывшем здании художественного училища им. Венецианова, которое по площади в два раза меньше прежнего, да и находится оно не в центре города, где музей возник и работал 156 лет. Создать в помещениях училища новый музей истории региона по полной структуре невозможно. Следовательно, жители Тверского края лишаются доступа к огромной части своего культурного наследия, к своей исторической памяти.

Музейщики причины практической ликвидации краеведческого музея областной властью не знают. Им никто ничего не говорит. Просьбы объяснить причины сложившейся ситуации, рассказать о планах власти на развитие музея, ознакомить с документами, касающимися судьбы музея, а следовательно, и их собственной судьбы, в течение последних лет остаются без внимания.

Тверской краеведческий музей является головным музеем одного из крупнейших в России музейных объединений. Сотрудники музея создают экспозиции в филиалах, но непонятное «недовольство» власти сказывается и на музейном объединении в целом. В частности, десятилетиями не удовлетворяются заявки музея на транспорт. При наличии более 30 филиалов музейное объединение имеет всего две немолодые легковые машины и старенький уазик. Ежу понятно, что, не выделяя Тверскому государственному объединенному музею необходимого собственного транспорта, региональное министерство культуры в определенной степени саботирует работу объединения, да и старость имеющихся в музее машин запросто может привести к трагедии.

Большой, опытный, профессиональный, работоспособный музейный коллектив, который создал музеи, являющиеся гордостью Тверского региона, в Бернове, Вышнем Волочке, Кимрах, Бежецке, Ржеве и других населенных пунктах региона, не просто игнорируют, его унижают. Министерство культуры области поздравило музейщиков с Международным днем музеев только на следующий день после праздника. Забыли, наверное.

В чем причины санкций и прямых репрессий против музея? Чем не угодил краеведческий музей региональной власти? Поскольку никаких официальных разъяснений нет, то приходится исходить из предположений и пользоваться слухами.

Прежде всего, вероятно, нужно ответить на вопрос «Кому выгодно?». Известно, что освобожденное музеем здание передается картинной галерее. Таким образом, кому выгодно, ясно. Стоит вспомнить историю 30-х годов прошлого века, когда советская власть расправилась с краеведческим движением, поскольку, по ее мнению, внимание к прошлому и, в частности, краеведение отвлекало граждан от социалистического строительства. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Н.К. Крупская, в то время заместитель народного комиссара просвещения. Именно тогда из краеведческих музеев во вновь созданные картинные галереи стали передаваться картины, художественные ценности, не имеющие, как объясняли, краеведческого звучания и значения.

Тверской краеведческий музей: открыть нельзя закрыть
Тверская областная картинная галерея

Калининская областная картинная галерея была создана в то же время, в 1937 году, на основе большой части художественной коллекции краеведческого музея. Но некоторые краеведческие музеи области тянули с передачей картин, и Н.К. Крупская по ходатайству Калининской картинной галереи прикрикнула на областную власть и потребовала отобранные в Новоторжском, Ржевском, Осташковском, Весьегонском, Кашинском, Калязинском музеях картины передать в областную картинную галерею. В итоге в 1930-х годах краеведческое движение было разогнано, многие известные краеведы репрессированы, а краеведческие музеи скукожились до отделов социалистического строительства. Может быть, в тех временах и следует искать корни ненависти к краеведению, противостоянию искусствоведов и краеведов?

Мнение современной «региональной Крупской» известно: сравнение «искусствовед и краевед» для нее однозначно сравнению «патриций и плебей», а народное искусство и творчество – это «топотушки». Поэтому спустя почти 90 лет она пошла дальше своей предшественницы: выбрасывает своего родителя – музей из его дома. Вероятно, высокое искусство не учит чтить родителей или хотя бы мирно сосуществовать с ними. Может быть, современные искусствоведы не знают, что одновременно с любительским краеведением существует научное, профессиональное регионоведение, что, например, в Казанском федеральном университете, Северном (Арктическом) федеральном университете им. Ломоносова, Воронежском университете, Тверском государственном университете, Институте истории Санкт-Петербургского университета и других вузах России работают кафедры регионоведения? Банально, но решение современных задач развития туризма, особенно внутреннего, невозможно без развития регионоведения, а любительское краеведение внесло большой вклад в изучение истории территорий.

Слухи, бытующие в ареале областного правительства, к причинам ненависти к краеведческому музею относят и некоторые личные установки. Так, например, показ природы края – это показ мертвых птиц, зверей, растений, что неприятно; в какой-то степени это относится и к археологии; в период Средневековья Тверь боролась с Москвой, говорить об этом не надо, можно столицу обидеть; советский период показывать нельзя, так как большевики закрывали церкви. Показывать можно лишь то, что порекомендуют. Не напоминает ли это ситуацию с исторической наукой и школьной историей на Украине?

Информация к размышлению: до закрытия на ремонт в 2013 году Тверского краеведческого музея самыми востребованными у посетителей были отделы природы и истории древней Твери. В Москве сегодня Дарвиновский музей – один из самых посещаемых. В год закрытия Тверской краеведческий музей посетили более 76 тысяч человек. Личные установки против интересов этих тысяч жителей и гостей края?

Интересно, что в существующей ситуации Тверской краеведческий музей поддерживают лишь общественники, общественные организации да газета «Караван». Чиновники тверского правительства не делают это в силу своего положения, что понятно. Но почему молчат депутаты разных уровней, которые все как один позиционируют себя патриотами города, края, защитниками интересов своих избирателей? Невольно вспоминаются слова Ю. Фучика: «Не бойтесь врагов – они могут только убить; не бойтесь друзей – они могут только предать; бойтесь людей равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете».

История показывает, что обращение к историческому прошлому, возрождение краеведения в Советском Союзе началось уже перед Великой Отечественной войной, с 1942 года на многочисленных плакатах к борьбе с фашизмом народ призывали герои русской, российской и советской истории. Будем надеяться, что и в Тверском регионе возобладает здравый смысл, а представители власти вспомнят, что воспитать гражданина, готового защищать свою Родину, без знания истории своего края невозможно. Нет сомнения, что они знакомы со словами М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Алевтина Новикова

фото: Андрей Сабынин, пресс-служба правительства Тверской области

Вам также могут понравиться