Китайские производителей электрокаров обвиняются Евросоюзом в демпинге цен на европейском рынке. По мнению Евросоюза, такие действия китайских автопроизводителей сильно исказили авторынок в регионе, поэтому они запускают антидемпинговое расследование в отношении всех производителей электромобилей из Поднебесной. Учитывая крупные масштабы автомобильного рынка в Европе, такое расследование станет одним из крупных торговых дел в мировой истории.
Действующий глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила во время ежегодного обращения к европейским законодателям о начале такого расследования. Она констатировала, что недорогие китайские электромобили наводнили мировые рынки в настоящий момент. Факт демпинга цен по словам главы ЕК нельзя допускать как внутри региона, так и за его пределами.
В связи с этим ЕК инициирует расследование, которое будет направлено на противодействие субсидированию импортируемых китайских электрокаров. Она также подчеркнула, что такие шаги китайских производителей закрывают путь на зарубежные рынки для европейских автопроизводителей. Последние просто не могут бороться с конкурентами, которые получают преимущество благодаря огромному государственному субсидированию.
Данное расследование планировалось ЕК на протяжении нескольких месяцев. Глава организации поднимала данный вопрос во время разговора с премьер-министром Китая Ли Цяном в кулуарах саммита «большой двадцатки» в Индии. Рынки ценных бумаг молниеносно отреагировали на это заявление Урсулы фон дер Ляйен. Котировки BYD, Xpeng, Great Wall Motor и LI AUTO упали от 2 до 3%. Больше всех от такого заявления пострадала компания Xpeng (-3%).
Надо напомнить, что в середине 2010-х годов несколько европейских производителей солнечных батарей обанкротились, так как их продукция с рынка была вытеснена дешевыми китайскими аналогами. Переход на «зеленую» экономику заставляет перестраиваться под это и рынок автотранспортных средств. Производители автомобилей из Европы могут потерять лидерство в данном сегменте, поэтому Евросоюз пытается всеми силами избежать повторения негативного сценария в европейских странах. Если расследование подтвердит, что автопроизводители из Китая нарушили торговые правила, в отношении их продукции будут введены дополнительные пошлины.
По подсчетам аналитиков Schmidt Automotive Research доля китайских электромобилей на европейском рынке два года назад была менее одного процента, однако уже в 2023 году она выросла почти в 3 раза. Некоторые агентства вообще считают, что доля китайских электромобилей в ЕС превышает в настоящий момент 5%.