Число фишинговых ресурсов в РФ, которые маскируются по известные маркетплейсы, за первые 6 месяцев этого года существенно возросло. Даже несмотря на то, что для выявления и блокирования таких web-сайтов задействуются как легальные маркетплейсы, так и госструктуры, проблема своей остроты не потеряла, сообщает издание «Коммерсантъ». Все дело в том, что бороться с такими ресурсами проблематично, ведь мошенники полностью автоматизировали и поставили на поток процесс создания таких сайтов.
Как сообщает Координационный центр доменов .RU/.РФ за первое полугодие 2023 года количество фишинговых сайтов, которые маскируются под известные отечественные маркетплейсы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло более чем на 10%. Если за первые 6 месяцев прошлого года в доменных зонах .ru и .рф было заблокировано 5 000 мошеннических ресурсов, то за аналогичный период этого года — более 18 000 сайтов. То есть количество заблокированных ресурсов за первое полугодие примерно на 3 000 превысило весь 2022 год (15000 сайтов).
Надо отметить, что статистика для платформ и маркетплейсов вроде «Авито» и «Юлы» довольно печальная. За первые 6 месяцев этого года было заблокировано следующее количество доменов и сайтов, которые таки или иначе связаны с торговлей на:
«Авито» — около 330 доменов и 2.9 тыс. сайтов;
«Юла» — 94 домена и 1.7 тыс. сайтов;
«Ozon» — около 90 доменов и 1.5 тыс. сайтов.
Основная схема мошенничества на таких ресурсах — поддельная продажа. На мошеннических ресурсах пользователи вводят данные своих банковских карточек, а мошенники после этого похищают с них денежные средства. В первую очередь для распространения ссылок на мошеннические сайты используются мессенджеры. Первоочередной целью мошенников стали именно маркетплейсы, ведь у них большой оборот денежных средств и огромная аудитория «готовых» пользователей. Как отмечают правоохранительные органы, последние довольно легко клюют на удочку мошенников.
Для блокировки мошеннических ресурсов с лета прошлого года в РФ используют систему Минцифры «Антифишинг». По оценкам данного ведомства, мошенники очень часто регистрируют свои ресурсы за рубежом, так как здесь стоимость регистрации проходит довольно быстро и стоимость их существенно ниже. Минцифры сообщает, что подозрительные ресурсы мониторятся на постоянной основе. Они постоянно обращаются к торговым компаниям за уточнениями по поводу подозрительных сайтов. Если компания подтверждает, что ресурс фишинговый, на его блокировку может уйти несколько часов.
Мониторинг подозрительных ресурсов ведут и сами торговые площадки. Например, маркетплейс «Авито» постоянно мониторит сеть на наличие таких ресурсов в сотрудничестве с Центральным банком страны и другими партнерами. По заявлению экспертов, происходит постоянная автоматизация создания таких мошеннических сайтов. Фишинговые панели позволяют генерировать в автоматическом режиме десятки web-сайтов. При этом стоимость аренды такой панели составляет около $140 (11.5 тыс. рублей), ее приобретение — $320 (около 27 тыс. рублей).