По итогам прошлого года продажи бытовой техники и электроники снизились примерно на 15% до 2.2 трлн рублей. Можно отметить уменьшение в данном секторе рынка доли компаний из США, Японии и Южной Кореи. В настоящий момент долю ушедших с рынка компании занимают местные игроки и китайские производители. Такие данные на своих страницах приводит аналитическая компания Infoline.
В 2022 году с рынка РФ ушло довольно много крупных компаний из США, Японии и Южной Кореи. Среди ушедших компаний стоит отметить гигантов этой отрасли Samsung, LG, Apple, ASUS, HP, Panasonic, Sony. Ряд других крупных игроков, например, Huawei, Xiaomi, Lenovo приняли решение существенно ограничить свои торговое присутствие в России.
Отечественные производители начали продавать электронику и бытовую технику собственных торговых марок. «М.Видео-Эльдорадо» использует для этих целей марки Novex и Hi, а Ozon – Hartens. На место покинувших отечественный рынок западных игроков приходят компании из Китая и Турции. Кроме того, в этом сегменте надо отметить появление отечественных производителей и компаний из стран СНГ.
Доля южнокорейских компаний LG и Samsung в категории телевизоров сократилась в 3 раза. Падение продаж в данной категории составило более 60%. А вот китайские производители Haier, Hisense, Xiaomi и TCL данном сегменте наоборот смогли увеличить продажи в 3 раза с 12% до 36%.
Доля мобильных устройств Samsung на российском рынке уменьшилась до 18%, а общение падение объема продаж достигло 40%. При этом надо учесть, что Samsung не стал закрывать свое торговое представительство в РФ по примеру других компаний, которые сейчас осуществляют работу в стране только через дистрибьюторскую сеть. Лидеры в области продаж мобильных телефонов на российском рынке стали Xiaomi, Realme и Tecno. Если сравнивать средний чек на такие девайсы в стране с предыдущим годом, он снизился до 20 тыс. рублей (-20%).
Эксперты такой факт объясняют довольно просто. Ряд факторов помог компаниям из Китая вырваться в лидеры в этом сегменте рынка. Главные среди них — наличие прямых продаж и официальной гарантии, а также различные программы лояльности (рассрочка, кредитование, trade-in). Согласно данным «М.Видео-Эльдорадо», продажа китайских мобильных устройств в количественном выражении по сравнению с 2022 годом возросло примерно на 40%. Размер совокупной доли китайских производителей на отечественном рынке превышает 70%.
Если рассматривать холодильники и стиральные машины, здесь также наблюдается аналогичная ситуация. Например, рост продаж Haier вырос примерно на половину, а доля этого бренда в продажах холодильников и стиральных машин достигла 25%. Крупные турецкие бренды Gorenje, Midea и Beko смогли увеличить свои продажи в шесть раз за отчетный период.
Произошло уменьшение доли брендов Samsung, Bosch, Electrolux, LG и Miele на рынке холодильников России почти на 35% до 15%. Годом ранее доля этих брендов на отечественном рынке составляла около 50%. В сегменте стиральных машин данные производители практически отсутствуют, хотя в 2021 году они также лидировали в этом сегменте. У отечественных потребителей в настоящее время отмечается наличие роста интереса к продукции российских, белорусских и узбекских производителей. Лидеры продаж в категории холодильников – российская «Бирюса» и белорусский «Атлант». Суммарная доля локальных брендов в категории холодильников уже превышает 20%.
Топ-3 продавцов на рынке бытовой техники и электроники по итогам прошлого года:
- DNS — общие продажи на 0.6 трлн рублей;
- «М.Видео-Эльдорадо» — 0.4 трлн рублей;
- Ozon — 0.16 трлн рублей.
Совокупная выручка ТОП-10 компаний на этом рынке по итогам прошлого года превысила 1.7 трлн рублей. Рост выручки год к году составил около 2%.