Издание «Ведомости» со ссылкой на данные консалтинговой компании J’son & Partners Consulting сообщает, что по итогам прошлого года отечественный рынок системных подписок по сравнению с 2021 годом вырос почти на четверть. Лидер в данной сфере услуг, как и в 2021 году, остается IT-гигант «Яндекс», доля которого составляет около 40%. На второй строчке и третьей строчке рейтинга расположились МТС и Сбербанк с совокупной долей рынка около 39%. При этом в ТОП-3 никаких изменений за 12 месяцев не произошло. Однако доля МТС за год уменьшилась на 3% до 21%, а вот доля Сбера наоборот возросла на 1% до 18%.
Одна из основных причин такого существенного роста рынка стало появление новых подписок. Если 5 лет назад можно было купить подписки только у «Яндекса», то два года количество компаний в данной нише стало 10. В настоящий момент, кроме указанных ранее трех лидирующих компаний, подписки предлагают такие компании, как «Тинькофф», Ozon, VK, «Мегафон», Газпромбанк, X5 и «Tele2».
За прошлый год количество подписчиков выросло на 35% до 43.5 млн человек. Среднее число подписок на пользователя возросло на 0.4 за два года (1.1 в 2021 году и 1.5 в 2023 году). При этом как минимум 1 подписку оформили 54% жителей крупных городов в возрасте от 18 до 55 лет.
Чаще всего в подписках люди используют музыкальные службы (47%), online-кинотеатры (45%), online-покупки и кэшбек (около 40%). Подписчиков привлекают скидки в магазинах (35%) и бесплатное обслуживание банковских карт (32%). Аналитики предполагают, что данное направление будет перспективным и уже через 4 года в деньгах он вырастет примерно на 2% до 102 млрд рублей.
Такие результаты будут достигнуты не за счет увеличения охвата, а благодаря росту подписок на человека. Подписки в настоящий момент предлагаются различными экосистемами: технологическими организациями, розничными сетями, торговыми площадками и другими. Если подписки покажутся людям привлекательными, они будут оформлять их после завершения бесплатного периода.