Проект Xlinks Morocco-UK Power Project по заявлению властей Соединенного Королевства надо рассматривать в качестве национального, потому на землях королевства никаких препятствий для его осуществления быть не должно. Данный трансконтинентальный энергетический мост подразумевает собой прокладку высоковольтного подводного кабеля длиной около 4 тыс. км. Энергомост должен связать Марокко с южным побережьем Великобритании. В случае успешного завершения проекта, Великобритания сможет покрыть более 7% общей потребности страны в электричестве.
Проект Xlinks — комбинированная электрическая станция, которая использует для выработки электроэнергии энергию ветра и солнца. Суммарная мощность станции может составлять более 10 гигаватт. При этом солнечная энергия позволит вырабатывать порядка 7 гигаватт, а ветер — более 3 гигаватт. Сама электростанция разместится на территории около 1500 кв. км. Оценочная стоимость данного проекта составляет около $22 млрд. Передавать высоковольтное напряжение постоянного тока (HVDC) будут по четырем кабелям. Прокладка первого должна завершится через 4 года, а три оставшиеся проложат через 6 лет. Благодаря этому проекту можно к 2030 году электроэнергией будет обеспечено более 6.5 млн британских домохозяйств или 7% общей потребности Соединенного Королевства в электричестве.
Однако у данного проекта довольно много отрицательных моментов, которые надо будет решить всем сторонам, вовлечённым в его реализацию. Компания Xlinks должна будет возвести на марокканских землях солнечные и ветровые электростанции, которые будут поставлять электричество в Соединенное Королевство. Для обеспечения проектной мощности в 12 ГВт потребуется возвести солнечные и ветровые фермы. С марокканскими властями по этому поводу еще никто не договаривался, а это 1.5 тыс. квадратных метров земли.
Хотя эксперты и утверждают, что проект для африканского государства довольно привлекательный, ведь за счет него можно будет создать десятки тысяч рабочих мест, есть несколько нюансов, которые следует учесть. Опыт выполнения аналогичных проектов на африканском континенте показывает, что на работу зачастую набирают зарубежных специалистов, имеющих соответствующую квалификацию. Местных работников требуется обучать, а это приличные затраты времени и денег, что утяжеляет и без того высокую стоимость проекта. Кроме того, надо осознавать, что энергосистема Марокко от реализации этого проекта не получит ни одного ватта электроэнергии. Можно только догадываться, как будут мотивировать местные власти, чтобы они согласились на реализацию такого проекта. Военный конфликт в Западной Африке также откладывает свой отпечаток на проект, ведь трасса энергетического моста будет проложена рядом с данной территорией.
Главный аргумент разработчиков проекта заключается в том, что африканский энергомост из Африки обеспечит больше электроэнергии, чем долгострой в виде атомной станции Hinkley Point C. Стоимость последней уже перевалила отметку в $40 млрд и это далеко не финальная стоимость возведения АЭС. Однако надо учесть, что стоимость проекта Xlinks в $22 млрд является оценочной. Потому она может с легкостью превысить данную отметку и затянуться до 2035 года. Также надо учесть и технические трудности при реализации проекта, которых может быть довольно много. До сих пор глубоководные электрические трассы в мире никто не прокладывал. Максимальная длина энергомоста для связи Великобритании и Дании составляет порядка 750 км, что примерно в 6 раз меньше проекта Xlinks. Электричество по этому мосту должен быть запущено в январе следующего года.